svetozarbg (svetozarbg) wrote,
svetozarbg
svetozarbg

Categories:

"Солярис" (1972), Андрей Тарковский

Фильм начинается с очень красивой меланхолической сцены в отцовском доме с этим прекрасным натюрмортом под дождем.


Земной мир предстает перед нами прекрасным, разнообрaзным и очень цветным. И тут резкий переход к рапорту Бертона, черно-белым, с бюрократической узостью и условностями. Рациональность, научный подход выглядят как те самые тени из платоновской пещеры.



Примерно так же смотрится и второй такой же резкий черно-белый "японский" эпизод, с циклопическими тоннелями, как-будто затягивающими в дурную бесконечность.



Все это продолжается 43 минуты и является длинным приквелом к тексту Лема, где Земля вообще отсуствует как локация. Что показательно о смещении фокуса Тарковским.

Затем начинается собственно экранизация романа. Станция "Солярис", прибытие Криса - все сделано по-моему очень хорошо в духе книги.



Хорош и карлик Сарториуса, жаль голой негритянки не было. И конечно Наталья Бондарчук прекрасна в роли Хари( очень сильно сыграла). Она даже затмила также хорошо сыгравших Баниониса и Ярвета.



"Реактивный развод" снят очень удачно.



Постепенно однако Тарковский начинает "терраформировать" текст Лема. Появляются оригинальные эпизоды: с просмотром видео из прошлого Криса, день рождения Снаута с чтением "Дон Кихота". И вновь прекрасный натюрморт, рифмующийся с началом фильма.



И именно это самые сильные моменты. Вершина достигается с "Охотниками на снегу" Брейгеля, музыкой Баха и невесомостью.
И после вершины падение в бездну жидкого кислорода. "Жуткое зрелище", как сказал Снаут.

Финал наверное единственное, где Тарковский уступил Лему. Простое мужественное поведение Криса у Лема выглядит гораздо лучше несколько искусственой попытке сделать некую грандиозную концовку у Тарковского.

В итоге, думаю что фильм все-таки в основном именно экранизация романа Лема, и по сути и по духу. Тарковский разширил и углубил пространство романа, но это то же пространство, что и у Лема, и расширение в целом было удачным.
Поэтому я не принимаю прензии Лема к фильму, который ему как известно не понравился. Пожалуй частично только то, что касается отсуствия( скорее недостаточного присуствия) "сайентистского пейзажа" планеты можно понять. Мне тоже, как и Лему "хотелось бы увидеть планету Солярис", но наверное это просто было трудно сделать технически.

И да, наверное это лучший фантастический фильм из тех, что смотрел, а может быть вообще и лучший фильм 70-х.
Tags: 70-е, Андрей Тарковский
Subscribe

  • "Чужая женщина" (1946), Эдгар Улмер

    По сюжету-сценарию - устаревшая костюмная мелодрама с дешевым морализмом. В начале мы видим главную героиню девочкой. Ее мать убежала от…

  • "Праздничный роман", 1949

    Добротная Америка конца 40-х, молодые Джанет Ли и Митчем - вполне хватает для приятного легкого фильма. К тому же мелодраматический сюжет с…

  • "Каникулы в Лимстоке" (1942), Агата Кристи

    Живой атмосферный роман, написанный с удовольствием и легкостью. Множество хорошо проработанных объемных персонажей. Убедительный протагонист, от…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments